Кураторы делятся опытом
Куратор-Салаватова Н.А. (социальный факультет)

Проведен кураторский час -во 2 группе 3 курса-19 февраля в 15.00

 

 

План проведения кураторского часа 

«Жизнь без конфликта»

  Цель: довести до студентов сведения о способах разрешения конфликтов. Материалы: цитаты на плакатах: «Не порти жизнь себе и остальным», «Будьте друг к другу терпимы», «Спокойствие, только спокойствие» и др. Ход мероприятия: Преподаватель: Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным? Думаете, это невозможно. Ну что же, посмотрим... Итак, конфликт. Конфликт (лат.) - столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Какие плюсы и минусы может иметь конфликт? (Группа делится на две подгруппы. Каждой подгруппе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.) Значит, записываете соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. 5-7 минут вам хватит. Начали. (Ребята работают, при необходимости можно немного времени добавить.) Преподаватель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта. Студент: - В конфликте выясняется истина; - Открываются вещи, которые мы раньше не замечали; - Конфликт - признак деятельности коллектива; - Выявляется позиция (мнение) каждого человека; - В ситуации конфликта человек раскрывается; - Происходит утверждение личности; - Может быть достигнут положительный результат; - Выявляется направление перспективы развития; - Человек в конфликте может самосовершенствоваться. Преподаватель: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу. Студент: - Падает настроение, отчего падает и трудоспособность; - Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье; - Возникает желание не работать (учиться) в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу; - Мысли направлены не на дело, а на конфликт; - Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении с другими людьми; - Плохое настроение может передаваться на семью. Преподаватель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же всё-таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Но все же лучше обходиться без него или уметь безболезненно из него выйти. Что мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтом? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.(Ребята по очереди подходят к доске и пишут.) Ответы могут быть приблизительно такие: - гнев; - ощущение крушения надежд; - конфуз; - страх; - обида; - угнетенное состояние; - раздражение; - нервное состояние и т.д. Преподаватель: Делаем вывод. Все, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называют эмоциями. Эмоции - это ощущения, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев - это нормально, но умению контролировать его и управлять им - надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов. Конфликт имеет свои стадии. Первая стадия - дискомфорт. Вы общаетесь с человеком как прежде, но что-то вас беспокоит. Вы не можете себе дать точный ответ, что именно. Но конфликт уже не так далеко. Это чувство предвестник того, что что-то случится. Инцидент - принцип последней капли. Какое-то сказанное слово, какой-то, может быть, мелкий неверный шаг - и все... за ним уже конфликт. Типичные конфликты можно предотвратить: 1. Прежде всего контролируйте свой гнев. 2. Определите, в чем причина. 3. Относитесь к другому человеку с уважением. 4. Слушайте, чтобы понять точку зрения другого человека и учесть ее. 5. Придумайте возможные решения и выберите из них те, которые будут приятными, достаточно хорошими и для вашего партнера. 6. Постарайтесь реализовать свои решения и проследить, как они работают. Преподаватель: А пока продолжим. Вернемся к инциденту. Часто инцидент выступает как тон. Тон бывает различным, нужно уметь контролировать и его. К примеру: - безразличный; - неуважительный; - приказной; - назидательный; - ехидный; - хамский. Ставим себе установку, зная, что назревает конфликт: следить за своим тоном. Пусть он всегда будет размеренным и уважительным. Еще одна стадия, которую нужно знать, это - кризис. Помните главное, кризис должен выйти на позитив. Некоторые советы: - Не знаешь, что делать, - не делай. - Не ошибается тот, кто ничего не делает. - Умей признать ошибку. - Любая ситуация нас чему-то учит. - Бери лучшее из любого случая. - Если чувствуешь, что заходишь в тупик, создай искусственную изоляцию. И воспринимай ее - как удовольствие. - Искусственная изоляция помогает нам свою позицию пересмотреть или остаться при своем мнении. Студент: Мне кажется, самое главное - в любой ситуации сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем. Преподаватель: Конечно. Но что значит сохранять спокойствие? - Относиться к другим с уважением; - Выслушать точку зрения другого человека до конца; - Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас; - Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления; - Дать другому человеку шанс отступить; - Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом; - Идти на компромисс; - По возможности использовать юмор. Преподаватель: Я предлагаю провести ролевую игру. Некоторые способы выхода из конфликта вы получили. Давайте применим их на практике. (Ребята делятся на три группы. Каждая группа должна придумать конфликтную ситуацию, которая часто встречается в жизни, для другой группы Ребята работают в течение 5 минут.) Преподаватель: Теперь меняемся листочками и готовимся разыграть ситуацию конфликта и выход из него. (Ребята разыгрывают ситуации.) Преподаватель: Давайте подведем итог. Разрешение конфликта возможно, если люди способны: - управлять чувством гнева; - относиться друг к другу с уважением; - слушать точку зрения другого человека; - разрешать проблемы, выбирая решения, которые являются приятными и справедливыми для обеих сторон. Вспомните, пожалуйста, какие бывают конфликты. Студент: Конфликт с собой, конфликт с другими, конфликт личности и группы. Преподаватель: Правильно! Я подарю каждому из вас таблицу, в которую вы всегда сможете заглянуть. Как возникает конфликт и как найти выход из него. Конфликт с собой Причины возникновения: - Противоречия между привычными приемами работы и новой ситуацией; - Трудности принятия решения; - Неудовлетворенность статусом; - Неумение общаться; - Протест на принудительную ситуацию и т. д. Способы разрешения конфликта с собой: - Своевременность смены стратегии деятельности; - Способы переработки напряженности; - Способность уловить подходящий момент для реализации планов; - Умение дожидаться результатов принятого решения; - Привычка в трудные минуты поощрять себя; - Умение продуктивно переживать чувство изолированности. Конфликт с другими Стратегии поведения в конфликте: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соревнование (конкуренция). Причины возникновения: - Давление; - Различие целей; - Противоречие в интересах; - Психологическая несовместимость; - Непродуктивные стили; - Поверхностность в оценке. Способы разрешения конфликта: - Выяснить, уточнить, дать возможность выговориться; - Оценивать позицию, а не партнера; - Присоединиться; - Удачный момент для оглашения своего решения. Конфликт личности и группы Причины возникновения: - Поведение, отличное от групповых норм; - «Выдавливание» из группы; - Конфликтная личность; - Высокий интеллект как помеха комфортности; - Неудачный стиль руководства; - Неоцененный или недостаточный вклад отдельного человека в работу группы; - Несправедливое наказание; - Внешняя идентификация; - Борьба за власть и неумение делегировать полномочия. Способы разрешения конфликта: - Сплочение группы; - Успешно преодоленный кризис; - Усиление совместимости в группе; - Уточнение общих целей; - Внешняя мишень; - Воздействие личным примером; - Юмор; - Предоставление новой информации;

- Снижение авторитета конфликтной личности.

Совет кураторов ДГУ