Подготовлено:
куратором 1 курса социального факультета
Абдусаламовой Р.А.
"Поговорим о толерантности"
Форма мероприятия: кураторский час
Время проведения: 21
февраля
2013
г.(четверг
)
Цели и задачи:
- способствовать развитию уважительного отношения студентов к представителям различных национальностей, вероисповеданий и взглядов;
- способствовать развитию терпимости к людям разного возраста и физического состояния;
- воспитать чувства коллективизма путём оценки работы друг друга на мероприятии;
- подтолкнуть студентов к мыслям о постоянном самовоспитании и необходимости работать над собой.
Предварительные задания учащимся: самостоятельно посмотреть на домашнем носителе фильм «Внук Гагарина».
Основные методы:
- поручение;
- пример;
- рассказ;
- диспут;
- поощрение.
Оборудование:
- тематические картинки и книги о толерантности и дружбе народов.
Ход мероприятия:
Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор будет посвящён толерантности. В последнее время, как вы знаете, эта тема затрагивается довольно часто и для всего мира имеет животрепещущий характер. Ведь современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения к окружающим.
Само по себе понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Ребята, скажите, пожалуйста, а какие качества вы понимаете под толерантностью? Что для вас значит толерантность? Как вы думаете, почему она так актуальна в настоящее время? Как вы оцениваете это явление в современном обществе – нужны ли вообще такие понятия как толерантность, дружба народов, или ими можно пренебречь? (
Студенты отвечают)
Уважение к людям разных национальностей, вероисповеданий, общение с ними, принятие их культуры и ценностей – все ваши ответы совершенно правильные, и я с ними полностью согласна. Но, вот, скажите мне, почему тогда в наш прогрессивный XXI век, когда в наших домах полно различной техники и приспособлений, которые должны облегчить жизнь людям и сделать её более размеренной, спокойной и степенной, мы всё чаще слышим об избиениях на улицах, об убийствах целых семей, о межнациональной ненависти? Что за этим стоит по вашему мнению?
(Студенты высказывают свои мысли и предположения)
В сегодняшнем обществе мы наблюдаем активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. И эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем, а многие люди, которым выгодно разжигание межнациональной розни, ещё более подогревают их агрессивные стремления и желания.
В последнее время растет количество всевозможных антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих молодые умы в экстремистские группировки. В наш век это может происходить как где-нибудь на заброшенной стройке или в других злачных местах, так и не выходя из дома. Практически у каждого из вас есть дома сеть Интернет, где всё открыто и доступно, и каждая такая группировка с радостью может принять вас в свои ряды.
Но вы же понимаете, что с подобными «искушениями» нужно бороться, так как это лжеправда. Никакая «чистка крови» или «очищение нации» никогда не приводила ни к чему хорошему и не приносила ничего, кроме войн, потерь и слёз. К тому же именно наша страна в 1945 году одолела такую страшную машину смерти под названием «фашизм», а сделали мы это только благодаря объединению общих усилий всех стран, входивших в состав СССР, всех людей, всех наций и народов.
Вот почему я и попросила вас посмотреть дома фильм «Внук Гагарина». Все это сделали?
Это, как вы уже видели сами, печальная история про маленького сироту, которому не просто приходится из-за своего цвета кожи жить среди «обыкновенных» людей. Как, по-вашему, в чём заключается основная идея фильма? Какую основную мысль режиссёр данного фильма хотел донести до нас? (Ребята высказывают предположения. Их ответы примерно должны сходиться в том, что все люди равны между собой в правах независимо от каких-либо внешних признаков и что расизм, как таковой, крайне отрицательное явление как для всего общества в целом, так и для отдельно взятой группы людей).
Вы говорите в правильном направлении, однако идея фильма не в расизме как таковом, а в том, что русский человек является таковым не из-за цвета кожи или разреза глаз, а из-за своей широты души, своего внутреннего мира.
Скажите, вам понравился фильм? По-моему, неплохой. Он и про «предательство» близких людей и про то, что вчерашние враги могут встать за тебя горой. Здесь имеется и доля юмора, простого такого, мальчишеского. Гена – это бесхитростный подросток, воспитанный в русском духе, в обычных русских традициях улицы. Именно поэтому герой Панина сближается с мальчишкой, он ведь такой же был в прошлом. А брат Гены - Федор - полная противоположность остальным героям, хотя на первый взгляд — положителен. Но сцена с «временным» возвращением Гены в детдом показывает его с другой стороны, как человека, испугавшегося изменений в своей жизни и потери своего обычного быта. Но благо, что его товарищ вовремя вернул Фёдора к жизни и они не совершили страшной ошибки.
Итак, ребята, а теперь давайте немного побеседуем о фильме раз уж он вам так понравился.
Скажите, какие моменты вам запомнились больше всего?
Как, по-вашему, что побудило друга Фёдора изменить свои взгляды на счёт маленького Гены?
Как, по-вашему, что испытывает Гена, будучи «непохожим» на окружающих?
Что меняется в нём в течение всего фильма и меняется ли что-то вообще в нём?
Жалко ли вам было маленького Гену после того, как его собирались «на время» отправить в детский дом? Почему, ведь он такой непослушный и любитель «влипать» в различные истории?
Что вас в нём привлекает, какие черты?
А как вы относитесь к его стремлению отстоять свои чувства? Что вы видите за ироничной и в то же время искренней фразой: «Я женщинами не торгую!»?
Как вы видите будущее этого мальчика? На ваш взгляд, из него может получиться ответственный и положительный гражданин нашей страны?
Хотели бы вы иметь такого друга?
А находясь на месте подруги Фёдора, как бы вы относились к мальчику и к его неожиданному появлению в семье?
Как, по-вашему, что помогает Гене держаться в этой жизни и в душе оставаться всё-таки добрым мальчиком, несмотря на все те слова и взгляды, которыми его частенько одаривают окружающие?
(
Студенты отвечают, высказывают свои версии, предположения, мысли, суждения, описывают свои чувства и эмоции).
Ребята, все ваши ответы верные. Я очень рада, что всем вам так понравился фильм и что вы так им прониклись. Я вижу, что он задел вас за живое и сейчас вы уже лучше начали разбираться в том, а что же такое толерантность в действительности.
Но, как вы понимаете, толерантность – это не только умение любить «темнокожих русских» мальчиков. А что ещё вы видите под толерантность? Какие ещё слои общества нуждаются в дополнительном внимании и понимании? (
Студенты высказывают свои предположения)
Да, вы правы, это, конечно же, люди с различными физическими или умственными недостатками, а также люди старшего возраста. Ведь толерантность – это не только умение принять культуру Китая или африканских стран, это ещё и умение видеть вокруг себя людей, которым нужна помощь и по возможности оказывать её. Ведь зачастую даже минимальное ваше действие, будь то перевод бабушки через дорогу или покупка продуктов для человека, которому трудно дойти до магазина, или просто уступив место в общественном транспорте, - всё это уже характеризуют вас как неравнодушную личность. И это тоже толерантность. Умейте видеть вокруг себя таких же людей, умейте им помочь словом и делом. И тогда вы сможете почувствовать себя полноценными гражданами России, которая, как я уже говорила, весь мир буквально своей кровью, своими сынами вытащила из страшной пропасти.
Как вы уже наверняка поняли, толерантность довольно тесно соседствует с такими понятиями как патриотизм и уважение. Скажите, а какие факты из нашей истории могут доказать то, что сила России была всегда в единстве? Я имею ввиду, именно единство народов.
(Студенты делятся мыслями, приводят различные факты из истории России, как древнейшей, так и новейшей, например участие России в войнах, приводят в пример различных деятелей науки и искусства нашей страны, которые являются представителями различных национальностей, но одновременно составляют общее представление о России в мире).
И вновь вы оказываетесь правы. Это, конечно же, все те войны и сражения, в которые пришлось вступить нашей стране, где все народности сплотились ради одного – ради благополучия своей Родины!
А на нашем стенде вы можете видеть большое количество книг и о героях Великой Отечественной войны, и о молодых героях, таких как Олег Кошевой, Ульяна Громова, Зоя Космодемьянская и многих других. Эти ребята были примерно вашего возраста, а порой даже и младше, но их мужество не знало границ. Они пожертвовали своими жизнями только ради того, чтобы мы все появились на свет, ради нашего общего блага, ради того, чтобы все народы жили в мире.
После окончания нашего мероприятия вы можете посмотреть все эти книги поближе, возможно даже кто-то захочет их взять на дом почитать.На нашем стенде также есть всевозможные открытки и фотографии, которые ярко отражают идею толерантности. Со всеми этими материалами вы также можете ознакомиться поближе.
Ну, что ж, ребята, сегодня вы все были очень активными, мне было очень приятно с вами работать. Я рада, что каждый из вас смог показать себя как цельного и гармоничного человека, что каждый из вас не остался равнодушным к маленькому Гене и его истории жизни.
Каждого из вас я персонально благодарю за интересную беседу и бесстрашие в выражении своих мыслей, пусть не всегда верных, но зато честных и искренних.
Изменились ли после просмотра фильма и сегодняшней беседы ваши взгляды на вопросы толерантности, ваши отношения к представителям других национальностей, конфессий, социальных слоёв общества? Как на ваш взгляд должен вести себя современный, умный, образованный, воспитанный и уважаемый человек по отношению к другим людям? Если что-то вас не устраивает в другом человеке, в его привычках, поведении, или вы чем-то недовольны, как вы должны это выражать? Можно ли заявлять о том, что одна нация выше или ниже другой во всех сферах человеческой деятельности? (Ребята отвечают на вопросы, делясь новыми впечатлениями)
Хотели бы вы выделить ещё кого-нибудь сегодня за активную деятельность? Узнали ли вы что-то новое сегодня друг о друге? Как вы вообще относитесь к мыслям, которые высказывали ваши товарищи? Если бы они не являлись вашими товарищами, вы бы принимали их соображения и высказывания? Студенты активно делятся своими соображениями по данным вопросам)
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Если вы столкнулись с подобной проблемой, не ищите виновных, а постарайтесь быть самими с собой максимально честными. Спросите себя, а что бы испытывал я, окажись на месте того же маленького Гены? Смог бы я справится с подобным отношением к себе? И представьте, каково это жить в постоянном напряжении.
Я надеюсь, что после нашей беседы у вас не осталось никаких предрассудков и неясностей касаемо толерантности. Думаю, что значение этого слова открылось вам сегодня во всём объёме. Надеюсь, что теперь вы полностью осознаёте, что идея единства наций – это то, к чему все мы должны стремиться. Только понимая и принимая мнения и мысли других людей, мы сможем создать что-то новое в этом мире. Надеюсь, что каждый из вас вынес с сегодняшней беседы что-то новое, важное и полезное. И главное – уважайте и цените окружающих вас людей.
Спасибо!